Европейская правда

О швейцарских целях на Климатическом саммите в Бонне

О швейцарских целях на Климатическом саммите в Бонне
О швейцарских целях на Климатическом саммите в Бонне

После ратификации Швейцарией 5-го ноября 2017 года Парижского соглашения по климату Берн будет иметь больший вес в рамках международных консультаций на тему борьбы с глобальным потеплением, например, в рамках проходящей с 6 по 17 ноября в городе Бонн (Германия) 23-ей Конференции ООН по изменению климата. Основная же цель этих усилий (не допустить повышения средней глобальной температуры более, чем на 2°C по сравнению с доиндустриальной эпохой) как видно, была и остается полной утопией.

«Нам пора начинать серьезно относиться к ситуации», — говорит Юрг Штауденманн (Jurg Staudenmann), курирующий вопросы международного климатического сотрудничества в швейцарской НКО левого толка «Alliance Sud» и координатор «Швейцарского климатического альянса» («Klima-Allianz Schweiz» / «l’Alliance climatique suisse»), участниками которого являются около шестидесяти экологических и гуманитарных организаций.

«Ратифицировав международное климатическое соглашение Швейцария впервые сможет принять участие в Конференции сторон Парижского соглашения в качестве полноправного участника. С международно-правовой точки зрения Швейцария, тем самым, значительно нарастит свой „административный ресурс“ в рамках Парижского процесса. С другой стороны, она будет нести и полную ответственность в части, касающейся сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов и финансирования борьбы с последствиями климатических изменений в развивающихся странах», — подчеркивает Юрг Штауденманн. В частности, Швейцария сможет настаивать на тех аспектах, которые сама она считает самыми важными. 

И такая возможность у неё уже есть, а именно, на проходящей с 6 по 17 ноября в бывшей немецкой столице, городе Бонн, 23-ей Конференции ООН по изменению климата (COP23). Глава швейцарской делегации Франц Перрез (Franz Perrez) считает, что одна из приоритетных задач конференции состоит в том, чтобы установить обязательные правила определения национальных целей в области усилий по сокращению выбросов парниковых газов. «В соответствии с Парижским соглашением, каждая страна-участник должна устанавливать новую цель каждые пять лет. Швейцария хотела бы, чтобы этот процесс был прозрачным и подлежал международному контролю».


Кроме того, по мнению Франца Перреза, четкие правила необходимы и в отношении рыночных инструментов, имеющих отношение к климатическим изменениям. Здесь, прежде всего, имеется в виду так называемая торговля квотами на эмиссии парниковых газов («Emissions trading»), которая создает рыночный базис для снижения объемов выбросов CO2, в результате чего экологически эффективные действия осуществляются в соответствии с критериями экономической рентабельности. 

«Мы надеемся, что Парижского положения договора действительно будут служить интересам окружающей среды и предотвратят двойную бухгалтерию», — подчеркивает он, имея в виду недопустимость ситуации, когда чтобы один и то же результат приписывался бы двум и более странам.

Цель — рост глобальной температуры в пределах 2°C

Подписанное во французской столице в декабре 2015 года Парижское соглашение является, по сути, первым международным соглашением по климату, имеющим по-настоящему глобальный характер. Оно было одобрено 195-тью странами, за исключением Сирии и Соединенных Штатов. Последние заявили о выходе из соглашения летом 2017 года. Целью документа, в частности, является «удержание роста средней глобальной температуры на уровне существенно ниже 2°C по сравнению с доиндустриальной эпохой».

Соглашение предусматривает пересмотр принятых национальных климатических обязательств каждые 5 лет начиная с 2025 года, а также значительное увеличение объемов финансовой помощи странам третьего мира, которая с 2020 года должна составлять ежегодно сумму в 100 млрд долларов США, тесно увязанную с определенными долгосрочными требованиями в адрес стран — получателей такой помощи. Предполагается, что подписанное в Париже соглашение позволит переориентировать мировую экономику на технологическую модель с низким уровнем выбросов СО2.


Подобная «зеленая революция» исходит из перспективы постепенного отказа от получения энергии за счет сжигания минерального топлива (уголь, нефть, газ), опережающего развития возобновляемых и экологически чистых источников энергии, включая меры по повышению энергоэффективности, в частности, жилого фонда и по увеличению площади мировых лесопосадок. В отличие от Киотского протокола, Парижское соглашение не устанавливает точных количественных показателей сокращения выбросов. Страны должны сами, на добровольной основе, определять масштабы своего вклада в решение этой задачи. 

Что касается Швейцарии, то она намерена в период до 2030 года снизить свои объемы выбросов СО2 вдвое по сравнению с показателями 1990 года, при этом национальное сокращение составит 30%, еще 20% будут обеспечены за счет реализуемых Швейцарией зарубежных проектов.

Весьма скромные амбиции Швейцарии

Юрг Штауденманн напоминает, что в области охраны климата Швейцария располагает тремя важнейшими инструментами. «Прежде всего, это „Федеральный Закон о снижении объемов выбросов СО2“ („Bundesgesetz uber die Reduktion der CO2-Emissionen“), находящийся в настоящее время в процессе пересмотра, „Энергетическая стратегия — 2050“ („Energiestrategie 2050“), одобренная недавно на референдуме, а также потенциал международного сотрудничества».

Тем не менее, по его словам, Швейцарии все-таки не хватает стратегического долгосрочного видения ситуации. «Если не учитывать „Энергетическую стратегию“, то швейцарское перспективное планирование простирается в лучшем случае до конца 2030 года. Вряд ли такой подход можно назвать настоящей долгосрочной климатической стратегией, реализуемой согласно рекомендациям Парижского соглашения», — говорит Юрг Штауденманн.


Наконец, он убежден, что «новая редакция закона о снижении объемов выбросов СО2, парламентские прения по которой пройдут уже в первой половине 2018 года, недостаточно амбициозен. Национальные целевые показатели сокращения выбросов должны быть увеличены, особенно в транспортной отрасли, в сфере капитального строительства, и в целом в промышленной области. Налог на выбросы СО2 должен быть повышен, а экологические требования к новым моделей автомобилей должны быть ужесточены. Существующий же пока законопроект едва ли позволит выполнить задачи, поставленные перед Швейцарией Парижским соглашением».

Мрачные перспективы?

Согласно расчётам, произведенным консалтинговым бюро «EBP Suisse» по заказу Всемирного фонда дикой природы, если Швейцария и в самом деле намерена внести свой вклад в достижение цели по недопущению роста глобальной температуры более чем на 2°C, то тогда она должна будет в период до 2038 года вообще свести к нулю свои выбросы парниковых газов. Иными словами, ей придется полностью отказаться от нефти и прочих видов минерального топлива уже в течение следующих 20-ти лет.

Выглядит полной утопией, однако именно этот показатель и зафиксирован Парижским соглашением. Как говорится в отчете ООН, опубликованном в конце октября 2017 года, даже если государства-участники соглашения полностью выполнят взятые на себя обязательства, то среднемировая температура «с текущего момента и до конца 21-го века неизбежно повысится по меньшей мере на 3°C. Еще мрачнее будут перспективы мирового климата, если США не только задекларируют свой выход из Парижского соглашения, но и реально начнут действовать в соответствии с данной декларацией».


Перевод и адаптация: Евгений Мамонтов


Neuer Inhalt

Horizontal Line



Передает: Швейцарский новостной информационный портал SwissInfo.ch
Просмотров: 80
  •    

Мы в социальных сетях:    Twitter    FaceBook    Google+
Добавить комментарий








При полном или частичном воспроизведении материалов прямая гиперссылка на сайт www.europravda.com.ua обязательна. Редакция не всегда разделяет мнения публикуемых материалов и не несет ответственности за достоверность и правдивость размещенной информации взятой с открытых источников. В случае необходимости использования текстовых, фото, графических, информационно-графических, видео, аудио и иных размещенных материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, необходимо обращаться непосредственно к правообладателям. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте europravda.com.ua, пожалуйста свяжитесь с нами. Сайт не рекомендуется для чтения лицам младше + 18 лет. Редакция сайта открыта для сотрудничества, новых идей и предложений. Для связи с нами, пожалуйста используйте форму обратной связи.