Европейская правда

ВОЙНА С КРЕСТОМ

ВОЙНА С КРЕСТОМ
ВОЙНА С КРЕСТОМ


Скандал
Решение французского Государственного Совета (высшая судебная инстанция страны по административным делам), поставившего точку в «деле» о памятнике Иоанну-Павлу II в городе Плоэрмель, смело можно сравнить с землетрясением, толчки которого вызвали возмущение далеко от эпицентра событий. Собственно, это решение было вполне прогнозируемым, поскольку у самого «дела» (а речь идет о лишение памятника понтифику креста, возвышающегося над его фигурой) есть своя продолжительная история – история борьбы ревностных блюстителей закона с теми, кто считает католицизм естественной частью французской культуры.
Все произошедшее нельзя считать рядовым событием. Фон, на котором принималось решение, настолько политизирован, что можно было ожидать и большего взрыва негодования среди католиков Европы. Однако, обо всем по порядку. Тем более, что история вопроса с памятником позволяет лишний раз обнаружить значение политического маневра для укрепления своих позиций теми, кто не имеет прямого отношения ни к французскому городу, ни к установленному в нем памятнику Римскому папе.

Немного поучительной истории о том, как подаренный бронзовый памятник может стать камнем преткновения
Итак, точкой отсчета возникших сложностей, можно считать 2006 год, когда в Плоэрмеле – небольшом городке французской Бретани (8,5 тыс. жителей), был открыт памятник Иоанну-Павлу II. Скульптура была подарена городу Зурабом Церетели. В качестве благодарности, местные власти в декабре того же года сделали российского скульптора почетным гражданином города и, даже, присвоили его имя одной из площадей Плоэрмеля, наградив при этом еще и местной высшей наградой - «Золотой щит».
Можно сказать – идиллическая картина: маэстро дарит скульптуру, а благодарные горожане его чествуют. Но на деле все сразу приняло иной оборот. Уже на стадии подготовительных работ, часть горожан возмутилась тем, что власти выделили средства на возведение основания под памятник. К тому же подали свой голос те, кто увидел во всем происходящем явное противоречие французскому законодательству, размежевавшему еще в 1905 году дела церковные и государственные. Недовольные горожане указывали на то, что возвышающийся над понтификом крест, явно служит символом пропаганды религии. Для страны, где распятия десятилетия назад устранены из всех государственных учреждений, это не такое уже и безобидное обвинение. Тем более, что французы также беспристрастны и в отношении символов других религий.
Недовольные дважды подавали в суд, надеясь не допустить установки памятника. Дважды суд не принимал иски. Не успокоившись своим поражением, антиклерикально настроенные граждане организовались под знаменами Федерации свободомыслия департамента Морбиан и подали иск уже в административный суд города Ренн, который и вынес в 2015 году решение в пользу истца.
Приведенные подробности понадобились для того, чтобы хотя бы как-то передать тут степень упорства, которую продемонстрировали общественники в деле борьбы с памятником, который, честно говоря, никак не назовешь худшим творением Церетели. Пожалуй, будет уместно заметить и то, что скульптуры мастера во Франции украшают не только Плоэрмель.

Но вернемся к злоключениям бронзового понтифика. Городские власти попытались оспорить решение административного суда. И вот, 25 октября, точку в этом деле, поставил Государственный совет Франции. Окончательную точку. Больше оспаривать решение суда просто невозможно. Между тем, его решение предполагает, что у города есть только шесть месяцев, в течение которых крест над Иоанном-Павлом, должен быть ликвидирован. Иначе – памятник уберут с площади (не должен крест красоваться в общественном месте).
Все попытки городских властей апеллировать к тому, что памятник представляет собой цельный комплекс, работы признанного мастера, который к тому же обладает правами интеллектуальной собственности на свое произведение, остались без внимания. Не получается у мэрии пока и перерегистрировать площадь, лишив ее статуса «общественного места».

Польское возмущение
Но если мэрия дезорганизована, а французские католики лишь в социальных сетях начинают протестовать, то у памятника появились другие защитники, причем на государственном уровне. Конечно, это польская партия «Право и справедливость» (дальше: «ПиС»), представитель которой сегодня венчает не только президентскую вертикаль власти, но и которая полностью контролирует рычаги исполнительной власти. Хотя, конечно, в случае с памятником, вряд ли преувеличением будет сказать, что демарш, последовавший из Варшавы, стал не партийным, а именно польским ответом принципиальности французов.
Тут следует, конечно, уточнить, а именно: современная Польша не настолько католическая страна, как это принято считать «на бытовом уровне». Годы социализма и европейская интеграция, сделали свое дело. Атеизм стал заметным явлением в стране. Даже очень заметным. К тому же в стране растет православная община, в немалой степени благодаря украинцам, массово перебирающимся в страну. Есть и еще один важный момент – многих поляков раздражает ортодоксальный католицизм, который стал идейным союзником правящей сегодня партии «Право и справедливость». Во многих случаях это вызывает даже очень резкое неприятие.

Но есть один момент, который объединяет всех – это почтение, с которым поляки относятся к памяти и самой фигуре Иоанна-Павла II. На то есть много причин. Но факт остается фактом – неуважительное отношение к соотечественнику, который, к тому же, при жизни обладал массой положительных чисто человеческих качеств, по меньшей мере, не понятно самым разным людям. Решение же французского правосудия именно таким неуважением и откликнулось в сердцах, как верующих, так и не очень последовательных прихожан костелов.
Поэтому после легкого шока, Польша разразилась протестами, сразу принявшими вид не простого недовольства, а реакции центральной, региональной и местной властей. Тут тон сразу задала премьер Беата Шидло, которая уже через три дня после решения французского Госсовета, заверила возмущенных поляков в том, что правительство обратится к французским властям и горожанам Плоэрмеля с предложением позволить полякам перенести памятник Папе в Польшу.

Посольство Франции в Варшаве попыталось снизить накал возмущения, распространив заявление, призванное погасить «определенные эмоции» и опирающееся лишь на факты. Дипломаты процитировали статью закона, запрещающую во Франции возведение или дополнение религиозными знаками монументов в публичных местах. Закон четко оговаривает, что такие знаки могут быть установлены исключительно лишь на зданиях, служащих отправлению религиозных культов, на могилах, расположенных на территории кладбищ, надгробиях памятников, а также музеях и выставках. Все. Другие варианты не предусмотрены.
Шидло никогда не производила впечатление человека, бросающегося словами. Это очень последовательный и достаточно жесткий политик. Она уже обозначила канву дальнейших действий: Иоанн-Павел – это символ объединенной Европы, выдающийся гуманист и борец за демократию. Не сдержалась она и в главном, что бередит сегодня многих на Востоке Европы – нынешний шаг французских властей есть не чем иным, как очередной атакой на христианство, которое является цементирующим началом всей европейской цивилизации. В этой связи она «прошлась» по толерантности, уподобив ее новому тоталитаризму.
Это очень важный и показательный момент. Во-первых, потому, что польское руководство весьма разочаровано президентом Франции Макроном. Риторика Макрона в отношении Польши, после вступления его в должность, содержала столько уколов, обвинений и намерений привести Варшаву «к порядку», что сегодня польским властям представился идеальный повод показать, что они не испугались и готовы отстаивать свои позиции.
Кстати, многие польские аналитики, считают Макрона намного более опасным для правящей в Польше партии, чем Меркель, с которой у «ПиС» конфликт отнюдь не в вялотекущей форме. Исходя из этого, история с памятником, дает возможность руководству партии и официальной Варшаве набрать своеобразные «очки» в противостоянии с Берлином и Парижем, напрямую апеллируя к европейцам, попугивая их толерантностью, столкновением цивилизаций, упадком христианской морали и т.п. вещами. Признаем, что почва эта весьма благодатна, поскольку многое из того, что перечислено, действительно, имеет место.

Во-вторых, сегодняшняя Варшава претендует на роль «третьего основного» центра в Евросоюзе (после Берлина и Парижа). Особенно в этом деле Польша преуспела в годы правления «ПиС». Конфликтуя, главным образом, с немцами, поляки смогли позиционировать себя в качестве несколько ортодоксальной, консервативной, но ориентированной на фундаментальные ценности Европы, силой. Недаром, та же Шидло, в конфликте с памятником, сразу вспомнила отцов-основателей европейского единства, типа Роберта Шумана, указывавших на значение христианского фактора для развития ЕС. А для «ПиС», католицизм просто часть ее идеологии.

Усилия центральной власти были поддержаны на местах, где местные отделения правящей партии развернули деятельность, единственным ограничением которой являлся полет фантазии местных партийных боссов. В Калише дошли, даже, до того, что начали поиск места, где будет установлен нелояльный к французским законам памятник.

Венгерская мобилизация

Прогнозируемым было и возмущение венгерских властей. В минувший четверг министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто оповестил СМИ, что вверенное ему министерство установило контакты с местными властями Плоэрмеля, которым, наряду, с руководством Франции, было сделано предложение о переносе памятника в Венгрию. Венгрия готова взять на себя все расходы по демонтажу, транспортировке монумента и согласованию формальностей. Со слов министра, уже определено место, где памятник может быть установлен в случае положительного решения вопроса. Это школа имени святого Бенедикта в предместье Будапешта.

Сийярто не был столь категоричен, как его польские коллеги, но не преминул напомнить, что на повестке дня стоит не вопрос с памятником, а пренебрежение христианскими ценностями, на которых выросла современная Европа. По его мнению, христианский характер Европы следует не только сохранять, но и охранять, а все возникающие противоречия с беженцами, массово прибывающими в Старый Свет, должны разрешаться на путях уважения последними правил того дома, который их принял, а не наоборот.
Интересно, что в последнее время из Будапешта все более явственно слышатся речи о защите христианства в Европе. Сийярто не первый, кто высказался по этому вопросу. Гораздо более радикальной риторикой тут отличается премьер Виктор Орбан, с недавних пор остро критикующий власти Брюсселя за проводимую ими миграционную политику, именно с позиций защиты христианства. Ранее не замеченный в особой публичной любви к церкви, Орбан теперь частый гость на мероприятиях, так или иначе, связанных с христианской «тематикой».
Учитывая во многом совпадающие позиции польских и венгерских властей по целому ряду вопросов (не говоря уже о их взаимном интересе к развитию Вышеградской группы), история с памятником Иоанну-Павлу II может стать еще одной цементирующей каплей в польско-венгерском блоке, столь упорно возводимом в Варшаве и Будапеште, в противовес «тяжеловесам» с Запада. Однако, как бы там ни было, но у всей этой истории прагматизм политиков переплетается с искренним возмущением верующих. Именно это сочетание и придает всему произошедшему ту остроту, которую невозможно свести лишь к делам церковным. Это конфликт политический и, одновременно, нравственный.

Сергей Южный
Европейская правда
Просмотров: 117
  •    

Мы в социальных сетях:    Twitter    FaceBook    Google+

Другие новости по теме:

Добавить комментарий








При полном или частичном воспроизведении материалов прямая гиперссылка на сайт www.europravda.com.ua обязательна. Редакция не всегда разделяет мнения публикуемых материалов и не несет ответственности за достоверность и правдивость размещенной информации взятой с открытых источников. В случае необходимости использования текстовых, фото, графических, информационно-графических, видео, аудио и иных размещенных материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, необходимо обращаться непосредственно к правообладателям. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте europravda.com.ua, пожалуйста свяжитесь с нами. Сайт не рекомендуется для чтения лицам младше + 18 лет. Редакция сайта открыта для сотрудничества, новых идей и предложений. Для связи с нами, пожалуйста используйте форму обратной связи.