Европейская правда

Должно ли государство в Швейцарии поддерживать СМИ?

Должно ли государство в Швейцарии поддерживать СМИ?
Должно ли государство в Швейцарии поддерживать СМИ?

Результаты труда журналистов все больше превращаются в нишевый продукт. Если раньше основу медийного процесса составляли статьи, репортажи, интервью, то сегодня, в эпоху доминирования соцсетей, ситуация изменилась кардинально. Индивидуализация потребления СМИ, феномен «эхо-камеры» (когда пользователь читает только то, что отвечает его мировоззрению, а все остальные факты выносит за скобки) заметно изменили подходы к тому, что еще совсем недавно называлось «качественной журналистикой с общественной миссией».

Швейцарская федеральная комиссия по вопросам СМИ (Eidgenossische Medienkommission — EMEK) проанализировала перспективы развития ситуации в области СМИ в Швейцарии, наметила три сценария и предложила по каждому из них набор соответствующих мер. Один из сценариев, самый худший, обозначен в недавно опубликованном ею докладе ключевым словом «Verarmung» или «Оскудение медийного поля Конфедерации», когда пользователь окончательно отказывается от традиционных форм потребления контента, в результате чего они превращаются в нишевое, «экзотическое» явление. 

Противодействовать данному сценарию EMEK предлагает инструментами государственной поддержки и регулирования. Пользу от государственного вмешательства на рынке СМИ должны получить как печатные, так и электронные медиа. Насколько это реалистично и желательно?



Наихудший сценарий вполне вероятен


Швейцарские СМИ, частные или общественные (государственных СМИ в стране нет в принципе), функционируют на основе четких критериев журналистского ремесла. Какая бы форма собственности на находилась в основе той или иной газеты, журнала, телеканала или интернет-портала, журналист здесь должен соблюдать целый ряд незыблемых принципов.


Он должен, например, четко различать информационную журналистику и «пламенную» публицистику. Он не должен смешивать информацию и комментарий. Он не должен маскировать рекламу под журналистский контент (гнать «джинсу»). Он не может заниматься выгодным «инсценированием» реальности с тем, чтобы получить «нужную» картинку и заниматься подлогом, выдавая нанятых артистов с выученным текстом за «народ». Он обязан, критикуя то или иное лицо, дать объекту критики возможность высказать и свою точку зрения на ситуацию.

Информируя общественность о предстоящих референдумах, но и не только, журналист обязан излагать все точки зрения по существующим спорным вопросам. Интервью служит для журналиста не поводом «потрафить» тому или иному политику или бизнесмену, но инструментом, позволяющим задавать действительно неудобные вопросы на общественно-значимые темы. Политики, со своей стороны, если, конечно, они дорожат своей репутацией и карьерой, не имеют право оказывать давление на работу журналистов. Насколько в реальности удается соблюдать эти принципы — иной вопрос, но то, что они образуют базовый канон работы любого швейцарского журналиста есть несомненный факт.

В основе этого канона лежит идеал журналиста с общественной миссией просвещения, служащего интересам «общества», то есть совокупности людей с равными политическими правами и с частной собственностью в руках. Истоки этого идеала находятся в швейцарской истории середины 19-го века, когда журналистика в стране действительно играла роль «коллективного пропагандиста и организатора». Цифровая эпоха социальных сетей поставила все эти принципы и идеалы под большой вопрос. Тщательно сформулированные и отобранные аргументы, например, в пользу или против покупки новых истребителей для нужд швейцарских ВВС? Современные пользователи скорее интересуются роликами, на которых видно, как эти самолеты совершают пируэты в небе.

А скоро глубокие и качественные (взвешенные, без «фейков», созданные с соблюдением всей вышеперечисленных принципов и норм) журналистские материалы на общественно-политические темы могут вообще исчезнуть с экранов компьютеров швейцарских пользователей. Причина проста: реклама, за счет которой последние 200 лет жила качественная журналистика, во все большей степени уходит в интернет и оседает в бюджетах таких гигантов, как Фейсбук и Гугл, сами же они инвестировать в журналистский контент не собираются. Сокращается и число подписчиков газет и журналов. А зачем, в самом деле, платить за то, что можно получить в интернете задаром?



Три сценария



Швейцарская федеральная комиссия по вопросам СМИ (Eidgenossische Medienkommission — EMEK) считает такие тенденции очень опасными, содержащими риски как для медийной индустрии, так и для швейцарской демократии в целом. Недавно она выпустила аналитический доклад, в котором была предпринята попытка проанализировать в кратко- и среднесрочной перспективе вероятные сценарии развития ситуации в сфере швейцарских СМИ. Для каждого из них она предложила пакет соответствующих мер. Какие это сценарии?


Оптимистический сценарий: «Эволюция». В рамках этого сценария журналисты и журналистика оказываются в состоянии использовать несомненные позитивные стороны процесса перехода СМИ на цифровые рельсы, нейтрализовав все столь же очевидные его негативные стороны. Им удаётся удержать свои позиции и продолжить выполнять миссию общественного служения. Традиционные издательские структуры / медиа-холдинги, производящие классический журналистский контент, с одной стороны, вынуждены значительно потесниться на рынке СМИ, однако системообразующим принципом функционирования медийной индустрии остается именно спрос на качественную журналистику.

Реалистический сценарий: «Замена». Традиционная журналистика сначала вытесняется, а потом и подменяется альтернативными форматами в лице блогов, порталов «гражданской журналистики» и армий т.н. «ботов», то есть программ, которые в автоматическом режиме мультиплицируют и распространяют контент, «притворяясь» живыми журналистами. Журналистские принципы и этика журналиста начинают подвергаться эрозии, при этом пользователи вроде бы ощущают себя в море свободной информации, будучи убежденными, что в их распоряжении находится полная палитра релевантных мнений. Однако подтвердить или опровергнуть это со стопроцентной уверенностью уже никто не может по причине исчезновения общепризнанных «маяков» и ориентиров.

Наихудший, пессимистический сценарий: «Оскудение». Журналистика в значительной степени теряет свои общественные позиции и политическое значение. На замену ей приходит суррогатный контент, созданный неизвестно где, неизвестно кем, с непонятно какими целями, без каких-либо претензий на журналистское, литературное, информационное качество. Сведения надежные, из признанных источников, произведенные с соблюдением технических стандартов и этических принципов, существуют только в отдельных узких нишах, получить доступ к ним можно только, уплатив довольно высокую цену. 

Авторы доклада подчеркивают, что переход к третьему, негативному сценарию, является для условий функционирования швейцарских экономики, политики и общества «в высшей степени нежелательным. Широкое предложение на рынке СМИ разнообразной, проверенной, качественной информации является критически важным фактором как для сохранения дееспособности швейцарской демократии, так и для обеспечения национального единства страны». Вывод экспертов однозначен: «Стать доминирующим в настоящий момент способен любой из этих сценариев».

Смена парадигмы в области поддержки СМИ?

Что предлагает Комиссия по вопросам СМИ в этой ситуации? Например, создать некие институциональные рамки с участием и такого сильного игрока, как государство. Роль этих рамок могла бы взять на себя некая регулирующая структура или фонд, в уставе которого был бы четко закреплен его неправительственный и негосударственный статус. В Швейцарии такой вариант вполне мог бы быть рассмотрен, с учетом наличия здесь сильного гражданского общества, независимой судебной власти, практики строгого распределения полномочий и предметов ведения между федеральным центром, кантонами (субъектами федерации) и муниципальным/общинным уровнем, обладающим значительным административным ресурсом.


Основная задача этого органа состояла бы в формировании и гарантировании минимальных технических и литературных стандартов журналистского контента, а также в надзоре за соблюдением элементарных этических принципов журналистики. Конкретно, речь идет о базовых элементах организации редакционно-журналисткой деятельности, включая минимальные стандарты технического оснащения и инфраструктуры, а также наличие общепризнанных инструментов контроля и обеспечения стандартов качества. Тот, кто будет отвечать всем этим требованиям, включая электронные сетевые медиа и стартапы, получит право пользоваться финансовой поддержкой государства, осуществляемой напрямую. Сейчас в Швейцарии прямая государственная поддержка СМИ запрещена действующим законодательством.

Однако и это еще далеко не все. EMEK предлагает ввести то, что в свое время было знакомо каждому советскому человеку, а именно, сертификат, или «знак качества», которым можно было бы маркировать качественную журналистику, отличая ее от «альтернативных» форматов, таких, как блоги, или от порталов, использующих все более широко распространяющиеся методы цифрового маркетинга (Content Marketing, Native Advertising, Branded Content и т.д.). Государство могло бы инициировать создание соответствующей инфраструктуры, пользоваться которой могли бы, в том числе и частные производители журналистского контента, точно так же, как государство сейчас инициирует и поддерживает создание транспортной или энергетической инфраструктуры. 

В Швеции такого рода проект уже вошел в стадию реализации, будучи закрепленным в новой редакции Закона о поддержке СМИ, вступающего в силу 1-го января 2018 г. Наконец, комиссия предлагает официально признать социальные сети, такие, как Facebook и Twitter, нет, не иностранными агентами, но средствами массовой информации. Придав им юридический статус СМИ, можно было бы возложить на глобальных игроков медийного рынка локальную социальную ответственность. Однако решению такой задачи должно предшествовать заключение соответствующего международного многостороннего соглашения.

Правительство готово взять на себя дополнительную ответственность

Швейцария — государство, строящееся исключительно снизу-вверх. В рамках системы швейцарского федерализма действует принцип кантональной презумпции. Это означает, что при всех прочих и равных условиях ресурсы и полномочия в первую очередь и в приоритетном порядке распределяются в пользу кантонов (субъектов федерации), а также общин/муниципалитетов. Государство, а точнее, федеральный центр, вступает в игру только там и тогда, где и когда частной инициативы, а также общественных ресурсов становится уже объективно недостаточно для решения задач общественного блага.



Какую роль играет федерализм для развития экономики Швейцарии — можно прочитать в статье сбоку. А что происходит в области СМИ? Как уже упоминалось, в настоящее время государству (федеральному центру) запрещено напрямую поддерживать СМИ из своего бюджета. Однако переход экономики и общества на цифровые рельсы ведет к качественной структурной трансформации всей медиа-среды. В этих условиях всё громче в Швейцарии становятся голоса в пользу введения прямой государственной поддержки общественно релевантных СМИ. Причем в пользу такой помощи выступают отнюдь не только профсоюзы, например, Объединение работников журналисткой сферы «Impressum».

Само швейцарское правительство, Федеральный совет, также могло бы представить себя в роли мецената, поддерживающего такие «системные» медиа, как, например, национальное новостное агентство «Schweizerische Depeschenagentur» (sda). Намек на это содержался в недавнем правительственном заявлении по поводу прекращения выпуска швейцарского франкоязычного журнала «L’Hebdo» и серьезной волны увольнений в редакции другой франкоязычной газеты «Le Temps».

Не все, впрочем, согласны с этой очередной попыткой расширить список полномочий федерального центра. Против государственной помощи средствам массовой информации, например, недавно выступило авторитетное «Объединение швейцарских СМИ» («Verband Schweizer Medien»), по мнению которого любая финансовая поддержка рано или поздно ведет к возникновению отношений зависимости, что может отрицательно сказаться на общей ситуации в медиа-среде.

В настоящее время государство все-таки поддерживает СМИ – но косвенными методами. Например, с любой продукции из сферы медиа, включая книги, взимается пониженный НДС по ставке в 2,5% вместо обычных 8,0%. «Почта Швейцарии», федеральное унитарное предприятие, также берет за доставку газет и журналов сниженную цену. Кроме того, государство возлагает на швейцарскую национальную телерадиокомпанию «Schweizerische Radio- und Fernsehgesellschaft» («SRG») серьёзные ограничения в области рекламы. В настоящее время косвенная государственная поддержка СМИ достигает в Швейцарии общей суммы в 50 млн франков в год.

Должно ли государство в Швейцарии поддерживать СМИ?

Из них 30 млн идут в доход швейцарских региональных и локальных газет. Их число достигает 142-х наименований. Тираж каждой из них может колебаться от 1 000 до 40 тыс. экз., из-за чего один экземпляр такого издания получает возможность снизить свою розничную цену по меньшей мере на 0,25 шв. фр. Оставшиеся 20 млн предназначены для выпуска корпоративных газет и журналов (общее число наименований таких изданий достигает, по последним данным, 1 046-ти), рассылаемых своим членам общественно-значимыми организациями, объединениями и фондами. Почта Швейцарии доставляет их по цене, которая среднем ниже обычного тарифа на 0,16 шв. франка.

Телерадиокомпания «SRG» и прямая демократия

Швейцарские общественные электронные СМИ уже несколько раз за историю Швейцарии в 20 веке становились темой национальных референдумов (см. материал ниже). Отметим, что «SRG» в рамках швейцарского медиа-ландшафта занимает особую позицию — так сложилось исторически. Напомним, что «SRG» не является государственным СМИ, это частное акционерное объединение публичного права, которому государство поручает в рамках специального «производственного задания» («Leistungsauftrag») организовать национальное теле- и радиовещание. Акционером компании может стать кто угодно.



В рамках вышеуказанного «производственного задания» телерадиокомпания «SRG» обязана обеспечить наличие высококачественного вещания во всех языковых регионах страны (а таковых в Конфедерации насчитывается четыре), оказывая, тем самым «общественно-полезные услуги» («Service Public»), каковые не имеют ничего общего с обслуживанием каких-либо партикулярных интересов, будь то частного или государственного характера. По мнению политического руководства страны, эти «услуги» играют пусть и не исключительную, но все-таки системную роль в плане обеспечения национального единства Швейцарии. Они необходимы также для бесперебойного функционирования швейцарской прямой демократии. В Швейцарии референдумы по вопросам актуальной общественно-политической повестки дня только на федеральном уровне проводятся 4 раза в год.

Экономическим базисом системы общественных электронных СМИ в Швейцарии является солидарный ежегодный медиа-сбор, ставка которого до настоящего времени находилась на уровне в 451 франк. С 2019 года этот тариф будет понижен до 365 франков год. Сейчас техническим обеспечением процесса уплаты медиа-сбора занимается частная фирма «BillAG». Начиная с 2019 года эту задачу будет выполнять компания «Serafe». Противники ныне действующей системы организовали и вынесли на референдум народную законодательную инициативу «No Billag», в центре которого стоит поправка в конституции, запрещающая федеральному центру организовывать сбор средств для обеспечения деятельности каких-либо компаний в области производства журналистского контента. Голосование по инициативе пройдет 4-го марта 2018 года. Законопроект будет принят при условии, если за него проголосует как численное большинство избирателей, так и кантонов (все поправки в конституцию в Швейцарии обязаны быть вынесены на референдум и получить в свою пользу так называемое «двойное большинство»).

В настоящее время за счет солидарного медиа-сбора телерадиокомпания «SRG» получает 1,3 млрд франков, из них 1,24 остаются в бюджете «SRG», а 67,5 млн перераспределяются в доход целого ряда частных СМИ, включая 34 локальных радио- и телестанции. Одобрив инициативу «No Billag» народ Швейцарии не только поставит крест на собственном национальном общественном теле- и радиовещании, но еще и лишит средств к существованию целый ряд частных СМИ. «Без солидарного общественного сбора локальное телевещание в Швейцарии обречено на гибель», — заявил недавно Андре Мёш (Andre Moesch), председатель Объединения швейцарских региональных телевещателей «Telesuisse». Сторонники инициативы считают, что локальные радио- и телеканалы, да и сама компания «SRG», вполне способны выжить только за счет рекламы и абонентской платы.

Швейцарская федеральная комиссия по вопросам СМИ (EMEK)

В конце октября 2017 года под эгидой Комиссии и под общей редакцией ее председателя Оттфрида Яррена (Ottfried Jarren) был опубликован аналитический доклад «Zukunft der Medien- und Kommunikationsordnung Schweiz: Trends, Szenarien, Empfehlungen» («Будущее СМИ и медиа-сфера Швейцарии: тенденции, сценарии, рекомендации»). На страницах доклада его авторы представили три возможных сценария развития ситуации в сфере швейцарских СМИ на ближайшие 15 лет.

EMEK была создана в 2012 году по инициативе швейцарского федерального правительства, которое тем самым отреагировало на качественную структурную трансформацию, переживаемую медийным пространством Конфедерации. Членами комиссии являются как чиновники, так и специалисты в области масс-медиа. В их задачу входит аналитический мониторинг процессов, происходящих в швейцарских СМИ. Комиссия призвана функционировать в роли «связующего звена» между миром политики и медиа.




Перевод с немецкого и адаптация: Игорь Петров


Neuer Inhalt

Horizontal Line



Передает: Швейцарский новостной информационный портал SwissInfo.ch

Европейская правда

Просмотров: 166
  •    

Мы в социальных сетях:    Twitter    FaceBook    Google+

Другие новости по теме:

Добавить комментарий








При полном или частичном воспроизведении материалов прямая гиперссылка на сайт www.europravda.com.ua обязательна. Редакция не всегда разделяет мнения публикуемых материалов и не несет ответственности за достоверность и правдивость размещенной информации взятой с открытых источников. В случае необходимости использования текстовых, фото, графических, информационно-графических, видео, аудио и иных размещенных материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, необходимо обращаться непосредственно к правообладателям. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте europravda.com.ua, пожалуйста свяжитесь с нами. Сайт не рекомендуется для чтения лицам младше + 18 лет. Редакция сайта открыта для сотрудничества, новых идей и предложений. Для связи с нами, пожалуйста используйте форму обратной связи.